На работе списывали оборудование и мне достался блок питания без внутренностей, с надписью на передней панели "statron TYP 2230". В наличии были корпус и установленный внутри силовой трансформатор. По надписи на выходных клеммах (13,8V/10A) трансформатор был довольно мощным и выходное напряжение силовой обмотки на холостом ходу было в районе 16-ти вольт. Решил оставить до поры, до времени.
Наступили холода и родственник попросил меня, собрать для его парка автомобилей зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, надёжное и чтобы нормально заряжало АКБ и не выходило из строя при случайных замыканиях выходных клемм и неправильного подключения аккумуляторов. Приобретённые им ранее пара импульсных зарядных устройств "Орион PW415" не проработали и месяца в уличных условиях эксплуатации (одно и недели), и хорошо выгорели внутри от попавших туда пыли и водяных капель и впоследствии произошедшего пробоя, восстановить которые пока не удалось. Я вспомнил про оставленный до лучших времён блок питания, вернее всё, что от него осталось, он идеально подходил для реализации поставленной задачи, благо места в корпусе было предостаточно.
После просмотра различных вариантов схем, в качестве основы была выбрана схема промышленного зарядного устройства "Барс-8А". Нового здесь ничего не открою, эта схема есть на просторах "инета", просто она удовлетворяла всем запросам заказчика.
Трансформатор, установленный в имеющемся блоке питания, имел одну силовую обмотку на 16 вольт ХХ и в принципе вполне подходил для зарядного, исходная схема которого имела трансформатор с вторичной обмоткой со средней точкой. Исходя из имеющегося трансформатора, исходная схема была немного переделана, а конкретнее были добавлены два диода VD7 и VD8 для обеспечения мостовой схемы выпрямителя от одной обмотки.
В принципе вполне можно использовать любые подходящие по току силовые трансформаторы и с одной обмоткой и с обмоткой со средней точкой, с напряжением на ХХ в пределах 16-22 вольт - изменится только выпрямительная часть зарядного устройства.
Например, если в качестве силового трансформатора применить трансформатор, имеющий вторичную обмотку со средней точкой, то выпрямительные диоды можно убрать, и схема силовой части будет выглядеть следующим образом.
Вообще-то мощность данной схемы ограничивается применёнными в ней силовым трансформатором и выпрямительными диодами и тиристорами.
Сама схема не работает, если на выход не подключён аккумулятор, или подключён в неправильной полярности. Просто на выходе в этом случае ничего не будет, хоть закороти выходные клеммы.
В имеющийся блок питания был врезан амперметр (миллиамперметр с шунтом), установлен регулятор зарядного тока (напряжения), ещё один светодиод (зелёный) для индикации включения устройства в сеть. Имеющийся светодиод (красный) был задействован для индикации правильной полярности подключения АКБ.
Схема была собрана на плате навесным монтажом, диоды и тиристоры были установлены на общий радиатор через изолирующие прокладки. В качестве диодов и тиристоров были выбраны тиристоры КУ202 и 10-ти амперные диоды. Конечно, лучше поставить их по мощнее, но исходя из имеющегося транса с напряжением ХХ около 16 вольт, будем надеяться, что максимальный зарядный ток устройства не превысит 10-12 ампер, на что их вполне хватит. Для лучшего охлаждения, перед радиатором был установлен вентилятор от компьютерного БП.
Шунт для амперметра был изготовлен из вязальной железной проволоки, диаметром 2 мм. Длинна его подобрана опытным путём, по максимальному отклонению стрелки миллиамперметра при токе 10 ампер. Маломощные транзисторы здесь можно применить любые, соответствующей структуры, в качестве КТ815Г - любые средней (большой) мощности.
Устройство можно собрать на печатной плате, размером 50х65 мм. Вариант платы смотрите ниже на рисунке.
Хочется отметить, что это зарядное устройство собранное из исправных деталей и без ошибок в монтаже - не нуждается в налаживании и начинает работать сразу. Устройство надёжное в эксплуатации и случайно вывести его из строя не получится. Для ещё более надёжной эксплуатации, в качестве силовых элементов, лучше применять тиристоры (диоды) на ток не менее 25 ампер.
Надеюсь это устройство не разочарует Вас.
Удачи в сборке!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.
Подскажите пожалуйста у меня трансформатор на двух вторичках по 20.5 вольт то есть в сумме при последовательно подключении двух вторичек 41 вольт можно его использовать для этой схемы.
Здравствуйте, всё хорошо в этом зарядном устройстве, но ни как не могу подобрать переменный резистор R2 по схеме, чтобы регулировал ток более менее плавно. Скажите пожалуйста, с какой буквой нужно поставить? Русский В не подходит, нет плавной регулировки, не знаю какой и вставить. Помогите пожалуйста, заранее благодарен.
Зарядное устройство выдаёт зарядный ток (импульсы). Действующее напряжение на АКБ устанавливается автоматически. Если ток заряда 6 Ампер, то напряжение на батарее не может быть больше 14-15 вольт. Другое дело, если обмотки имеют напряжение по 19,4 вольта, то может быть большой максимальный зарядный ток, который может превысить 10 Ампер. Для его регулировки подберите резисторы R1 и R2.
Добрый день! Хотел бы поинтересоваться: можно ли использовать вариант с одной вторичной обмоткой и диодами VD7-VD8 в других схемах ЗУ, где нужен транс со средней точкой на вторичке?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли в данном ЗУ использовать трансформатор с одной вторичной обмоткой и напряжением ХХ 15В? Если использовать вместо VD7 и VD8 диодную сборку (напр., с компьютерного БП), нужно ли её устанавливать на радиатор?
Здравствуйте, наконец то довёл до ума зарядное устройство! Собрал, уже опробовал несколько аккумуляторов. Схема отличная, большое спасибо автору за схему! При моей конфигурации трансформатора и тиристоров вытягивал из неё 18 ампер (чистых). Трансформатор ТСА 270-1, вторичка перемотана, медный провод 6 кв. на каждой секции намотано по 17 вольт (сколько вместилось в каркас, провод в изоляции, у меня больше не влезло) Потом обмотки запараллелены. Правда тиристоры китайские с Али Экспресс, но за то 50 амперные, почти не греются. Поставил радиатор от компьютера с вентилятором. От аккумулятора 55 Ач совсем нет нагрева, а от 190 Ач чуть чуть нагревается и это без вентилятора, а если его включить, то и вовсе холодный. Регулировка тока происходит от ноля, что радует. Вот только переменный резистор подобрать не могу, с буквой А регулировка происходит где то по середине резистора, ставлю с буквой В, регулировка где то в конце, но это не суть важно, главное что, от ноля. Мне понравилась схема, ещё раз спасибо автору!
От эмиттера VT1обычным монтажным проводом. Все силовые цепи толстыми проводами. Провода, которые должны быть толстыми (сечение не менее 2-х квадратов) отметил на схеме цветными линиями. Переменная цепь - зелёная; Плюсовая цепь - красная; Минусовая цепь - синяя.