Автомобилистам и водителям знакома ситуация запуска автомобилей зимой, особенно если автомобильный аккумулятор "не первой свежести", и на улице далеко не плюсовая температура.
Если есть возможность к автомобилю "подвести" удлинителями сетевое напряжение, или ещё лучше, когда автомобиль находится в электрифицированном гараже, предлагается в помощь пусковое устройство.
В недавнем времени возникли проблемы с аккумуляторными батареями и нужно было придумать, как запускать автомобили своевременно и без проблем. Для этого необходимо было пусковое устройство.
Уже имеющиеся схемные решения оказались сложными и в отдалённом от Митинского радио рынка уголке, найти нужные радиоэлементы оказалось проблемно. Поэтому было разработано ниже приведённое устройство на радиоэлементах из старых советских бытовых приборов, ну конечно трансформаторы и тиристоры были из списанной военной техники.
Данное устройство рассчитывалось на эксплуатацию "высоко грамотными" специалистами, по этому часть элементов там в принципе лишние. Подобное устройство отработало в автомобильных боксах более 12 лет, и сжечь его "эксплуатационщикам" за это время не удалось.
Схема пускового устройства приведена ниже.
Принцип его работы заключается в следующем; - при подключении его к аккумулятору автомобиля оно "молчит". После того, как в момент запуска автомобиля, напряжение на аккумуляторе станет менее 10 вольт - открываются тиристоры и идёт подпитка от сети. Как только двигатель запустится, и напряжение на аккумуляторе становится выше 10 вольт, оно отключается.
В качестве трансформатора можно использовать любой подходящий, мощностью не менее 500 Ватт, и с сечением проводов вторичной обмотки не менее 2х7 кв.мм (7 кв.мм это провод диаметром 3 мм), или для мостовой схемы выпрямителя 14 кв.мм с выходным напряжением 15-18 вольт, оптимальное напряжение около 18 вольт.
Описывать порядок изготовления трансформатора не вижу смысла, нужно конкретное железо, а под него уже расчёты.
В качестве тиристоров, можно применить любые на ток не менее 80 ампер (Т-15-80, Т15-100,Т-80,Т-125, Т142-80, Т242-80,Т151-80, Т161-125 и другие), или не менее 160 ампер при мостовой схеме выпрямителя (Т15-160......Т15-250, Т16-250.....Т16-500, Т161-160, Т123-200....Т123-320,Т161-160, Т160, Т200, и другие). Диоды в мостовой схеме выпрямителя тоже должны быть рассчитаны на ток не менее чем 80 ампер (Д131-80, Д132-80, 2Д131-80,2ДЧ151-80, Д141-100, 2Д141-100,2Д151-125, В200,В7-200 и другие). Ориентироваться нужно на толстый провод торчащий из диода ( в палец толщиной) или на вторую цифру в обозначении марки диода, обычно, но бывает и первая.
Вместо диодов КД105, можно применить любые выпрямительные с током не менее 0,3 А (Д226, Д237, КД209, КД208, КД202, из выпрямителя любого китайского адаптера, даже сетевые).
Стабилитрон Д814А, можно заменить на любой, но с напряжением стабилизации около 8 вольт, (Д808, 2С182,КС182, 2С482А, 2С411А, 2С180).
Транзисторы, в первом варианте вместо КТ3107 использовался КТ361 с h21э более 100, вместо КТ816 подойдет КТ814, и даже П214, также можно применить и КТ825, КТ973, КТ818. Резисторы (кроме управления тиристорами) любой мощности. Участки цепи выделенные на схеме жирными линиями должны выполняться проводниками сечением не менее 10 кв.мм., по ним будет протекать весь пусковой ток.
Вот вариант исполнения устройства на печатной плате нашим пользователем Serg_K
Данная схема с указанными номиналами и напряжениями рассчитана на 12-ти вольтовое оборудование, но она может быть использована и для 24-х вольтового, для этого необходим трансформатор с выходным напряжением 28-32 Вольт и стабилитрон Д814А необходимо заменить на два включённых последовательно Д814В, либо двух других напряжением стабилизации около 10-ти вольт (Д810,Д814В, 2С210А, 2С510А, КС510).
Проверить устройство можно так;
Подключаете на выход устройства автомобильную лампу, можно не очень мощную, напр. от габаритов, лучше поставить две последовательно или одну на 24 вольта.
Далее подключаете, соблюдая полярность, вместо АКБ к лампе - регулируемый блок питания желательно без электролитических конденсаторов на выходе. Зарядное устройство с тиристорным регулятором в качестве регулируемого БП не подойдёт, так как оно выдаёт на выходе импульсы напряжения регулируемые по длительности, а нужно регулировать напряжение по амплитуде.
Далее включаете БП и выставляете напряжение 13в (лампа горит).
Далее включаете пусковое - ничего не должно измениться.
Далее плавно уменьшаете напряжение БП (накал лампы уменьшается) и по достижении напряжения БП в районе 10 вольт (плюс-минус вольт) - должно запуститься пусковое, т.е. накал лампы резко увеличится и на неё будет подаваться напряжение с пускового транса - 18 вольт (поэтому лампа лучше на 24В).
Дальше, если опять начать повышать напряжение БП - то пусковое должно отключиться (накал лампы уменьшиться).
Вот и вся настройка.
Из реальных конструкций, трансформатора мощностью 500 Ватт достаточно для запуска легкового автомобиля, 24-х вольтовом варианте с мощностью трансформатора 2 кВт свободно запускало седельный тягач MANN. Сетевые провода должны иметь сечение не менее 2,5 кв.мм.
Вроде всё написал.
Если возникнут какие то "непонятки" по статье, задавайте вопросы ЗДЕСЬ , помогу разобраться и отвечу на вопросы.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.
Народ, подскажите. Нет нормального по размерам и мощности трансформатора. Решил поставить 10 штук от ИБП - 5 пар по 2 в плече. На выходе у каждого по 14.8 v переменки. Получается 2*14,8 v. Хватит напряжения в такой конструкции?
Здравствуйте. Собрал эту схему, схема рабочая, но почему-то запускается при 8,5В. Стабилитрон поставил 5,1В+3,3В, при добавлении еще одного стабилитрона на 3,3В, порог включения увеличился до 9,5В, А вот при использовании стабилитрона 12В порог включения стал 14,5В. Помогите правильно выбрать стабилитрон, что то я уже не понимаю в чем проблема.
И есть еще вопрос. Хочу добавить схему зарядки, достаточно ли транзистора КТ361 для запуска тиристоров т2-320. Запитаю схему от другого моста, а тиристоры буду использовать те же Не понял как добавить фото, схема и статья о зарядном устройстве на тиристоре тут Спасибо за любую помощь
Однако,получается,что зря парюсь,выходит по любому буду иметь гудение и нагрев!Хотя в первичке 1,9,а вторичка 3х5.Имел надежду выкрутиться,а тут симметрируй не симметрируй на разбросе параметров силовых элементов засада
Да не такая уже и засада, только под нагрузкой будет проявляться. Попробуйте домотать тем проводом которым будете подключать к выходу трансформатора, один-два витка монтажного провода погоду не испортят. Обычно всегда немножко места остаётся.
Однако,получается,что зря парюсь,выходит по любому буду иметь гудение и нагрев!Хотя в первичке 1,9,а вторичка 3х5.Имел надежду выкрутиться,а тут симметрируй не симметрируй на разбросе параметров силовых элементов засада
По 28 вольт, это хотите запускать 24-вольтовую технику? А у автора есть схема сварочно-пускозарядного устройства. Только он его давно отдал, осталась только схема. Можно было-бы и опубликовать, просто нет не фото монтажа, не внешнего вида, ничего нет. Для статьи маловато.
А,если,действительно,подобрать два тира с учетом выравнивания и замутить сварочник с управлением тока,заодно и пуск...Обмотки получились 28,4+29,4-может у кого есть толковая схема управы...без наворотов!?
Всем привет!Неужели пролет,намотал,залачил вторичку,а она мне показала 1 вольт разницу в плечах.Сматывать как-то в лом,может прокатит за счет не равномерности падения напряжения в открытом состоянии диода или тиристора-кто,что думает?
Подскажите пожалуйста в выборе трансформатора, есть трансформаторы шл ленточный 400 ватт, 2 шт ТСА-270, трансформатор 3х фазный ТСЗИ-2.5 квт, и 3х фазный ТСЗИ - 1.6 квт какой лучше выбрать для пускового автомобиль УАЗ, переделать трансформаторы 3х фазные на 1 фазные с удалением одного сердечника не проблема меня интересует требуемая мощность пускового. Заранее спасибо.
Переделывайте 2,5 квт, и будет то что надо, даже с полностью убитым аккумулятором будет запускать. А УАЗ на холодную ампер 200 будет брать, это больше чем 2кВт, но это кратковременно, потянул бы и на 1 кВт. Из трёхфазника 2,5 кВт, у Вас получится однофазник чуть больше половины. Там железо нужно правильно собирать, что б сечение и магнитные потоки не потерялись на стыках.
Подскажите пожалуйста в выборе трансформатора, есть трансформаторы шл ленточный 400 ватт, 2 шт ТСА-270, трансформатор 3х фазный ТСЗИ-2.5 квт, и 3х фазный ТСЗИ - 1.6 квт какой лучше выбрать для пускового автомобиль УАЗ, переделать трансформаторы 3х фазные на 1 фазные с удалением одного сердечника не проблема меня интересует требуемая мощность пускового. Заранее спасибо.
Евгений, если у Вас есть желание покрасоваться и в словоблудии поупражняться, то здесь немного не то место. А если есть что по делу сказать, или предложить что-то своё - милости просим. Подготовьте статью со своей конструкцией, с удовольствием опубликую.
День добрый всем! Я вижу, многие интересуются этой конструкцией, и поэтому хотел бы оставить тут пару важных замечаний.
Первое. Если все же решили собрать... Если у вас есть выпрямительные диоды, но нет тиристоров для использования их в качестве ключа по вторичке, можно сделать очень просто - коммутировать трансформатор по первичке через любое автомобильное реле на 12 вольт и 20-30 ампер. На выход схемы контроля напряжения подключается не управляющий хвост тиристора, а обмотка реле.
Второе. Честно говоря, не вполне понимаю ажиотаж в отношении этой схемы.
"Как только напряжение на аккумуляторе становится выше 10 вольт, оно отключается, тем самым не портит аккумулятор." Эта фраза, видимо, многих воодушевила, и никто не попытался вникнуть - а от какой, собственно, опасности и порчи защизщает эта схема?
Никакой "порчи аккумулятора" произойти, в общем-то, не может. Выпрямитель - самый обычный, согласно автору, на обмотке трансформатора до моста - "15-18 вольт". С учетом падения на мосту и падения в обмотке на выходе реально будут 12-14 вольт. Чего там опасного для батареи?! Самое естественное для нее напряжение.
Основная часть устройства - простейший трансформаторный выпрямитель - мостовой или двухполупериодный - неважно. Устройство управления, которое подключает/отключает пускач на пороге в 10 вольт никакой дополнительной надежности не несет - вся надежность зависит от толщины вторичной обмотки и предельного тока выпрямителя.
Можно ли использувать два перемотаных одинаковых транса от микроволновки подключив их паралельно отдельно друг от дружки, чтобы увеличить ампераж для АКБ 120 Ам? Какого сечения или диаметра нужен провод именно для запуска дизельного двигателя
Можно запараллелить, 32 кв.мм. у меня запускали сидельник MANN.
Можно ли использувать два перемотаных одинаковых транса от микроволновки подключив их паралельно отдельно друг от дружки, чтобы увеличить ампераж для АКБ 120 Ам? Какого сечения или диаметра нужен провод именно для запуска дизельного двигателя
Пытался рассчитать в онлайн калькуляторах ( данные разнятся ) , Почитал на разных сайтах как мотают трансформаторы и сварочники специалисты и любители , голова пошла кругом . И второй вопрос , по какой схеме всё же сделать , на двух тиристорах или на диодном мосту , какая на Ваш взгляд лучше ? ( проще и надёжнее чтоли ) .
По первому вопросу, примерно 32 (потому что железо ПЛ или ШЛ, если бы Ш то нужно 50 делить на сердечник в см.кв)) делим на Ваши 36 кв см получаем 0,88 витка на вольт, умножаем на 220, получаем первичку 194 витка, для выходного 18 вольт получаем 16 витков. Следовательно половину витков для каждой обмотки мотаем на одной половинке, другую на второй. Коэффициент трансформации (220/18) 12,2 , следовательно, сечение, т.е. площадь сечения провода вторичной обмотки должна быть в 12-13 раз больше первичной, вот из этого и исходите. Нужно максимально заполнить окно трансформатора, прикиньте чего и как. Первичка должна быть в диаметре, не в сечении, не меньше 1мм. По второму, лучше два тиристора, это меньше деталей и тогда вторичку можно меньшим в два раза по сечению проводом мотать, но уже по 16 витков на каждой половинке, т.е. по 18 вольт.
Добрый день , нужен совет . В наличии имеется сгоревший сварочный трансформатор ( железо ПЛ ) , сечение керна 36 см, от сварочного аппарата ТДМ 251 . четыре диода В 200 на радиаторах , два тиристора на 250А ( марку не помню ) .
Хочу сделать пусковое устройство для авто. Подскажите пожалуйста сколько нужно намотать витков провода и какого сечения на каждую из катушек ( в сварочном их было две) первичной и вторичной обмоток ? Пытался рассчитать в онлайн калькуляторах ( данные разнятся ) , Почитал на разных сайтах как мотают трансформаторы и сварочники специалисты и любители , голова пошла кругом . И второй вопрос , по какой схеме всё же сделать , на двух тиристорах или на диодном мосту , какая на Ваш взгляд лучше ? ( проще и надёжнее чтоли ) .