Вторник, 03.12.2024

В помощь радиолюбителю
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: nean  
Зарядное для авто Кедр-М
evgenydegtayrevДата: Среда, 31.08.2022, 16:17 | Сообщение # 1

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Давно в гараже валялось ЗУ Кедр-М, решил восстановить, вскрыл его, внутри были только амперметр, трансформатор и провода.


Купил микросхемы, подсобрал остальные детали, вытравил плату, запаял всё.



Время тестов! Подключил аккумулятор (11 лет старичку), поставил на ЗУ авто-режим, включаю вилку в розетку - началась "магия", стрелка амперметра прыгает от 0 до 2-х ампер постоянно, и слышно как в это время гудит трансформатор в такт стрелки. Если крутить подстроечник, которым должно настраиваться напряжение окончания заряда, то в один момент светодиод загорается, скачки прекращаются и стабильно 2А. Вроде светодиод должен гореть или не гореть во время зарядки, а после окончания моргать и ток быть 0. В других режимах тоже самое всё. только "циклический" вроде работает, несколько секунд зарядка, потом несколько секунд ток 0. В общем что-то не то здесь явно!


Давай всё проверять, смотреть, искать, третий день пошел... Микрухи покупал каждой по две, менял обе, ничего не меняется. (Обе брак? Читал что очень они нежные, неужели статикой убил пока вставлял?) Остальные, диоды, транзисторы, резисторы, да всё остальное - целое, проверено несколько раз. Думаю надо копать по схеме, проверять все узлы. У меня "тяму" не хватает, пытался разобраться как что работает, но еще больше запутался. Уже думаю, может мои диоды не те, или транзисторы... Вместо кт361 поставил вс556b, а  вместо кт315  поставил bc337-40, и диоды fr152 вместо кд103а. Немного пришлось переделать печатку под свои компоненты, но сто раз уже перепроверил - вроде всё правильно.
Прикрепления: 6506634.jpg (82.4 Kb) · 4011417.jpg (81.5 Kb) · 7121025.jpg (139.0 Kb) · 7393868.jpg (86.8 Kb) · 2962527.jpg (87.2 Kb)


Сообщение отредактировал evgenydegtayrev - Среда, 31.08.2022, 16:30
 
neanДата: Четверг, 01.09.2022, 11:38 | Сообщение # 2
Модератор
Андрей
Группа: Модераторы
Сообщений: 492
Статус: Offline
Микрухи эти крепкие, типы транзисторов роли особой не играют. Проверьте номиналы резисторов по схеме, кондёров.
Отключите по очереди каждый тиристор, и проверьте как работает заряд с каждым. Должно быть одинаково, ток заряда только меньше, чем с двумя.
Диод "окончание заряда" должен мигать, когда АКБ зарядится. Можно проверить это узел, подключив к катоду диода VD5 плюс регулируемого БП (минус на массу) и выставить на нём напряжение 14,0-14,2 вольт и подстроечником выставить порог включения светодиода (мигание).
При непрерывном режиме ток заряда не должен прыгать, а при циклическом - секунд 40 заряд и секунд 10-15 разряд. Напряжение на АКБ при этом не должно быть меньше 10 вольт.
 
evgenydegtayrevДата: Четверг, 01.09.2022, 15:56 | Сообщение # 3

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Кондеры, резисторы, диоды всё проверил еще раз, всё в пределах нормы. Подключал БП, 14,5в настроил подстроечником, светодиод просто загорается. В циклическом режиме 2сек  идет разряд, и 5сек заряд, никаких 15сек, а тем более 40 там нет, причем заряд идет нормально, стрелка не прыгает, в отличие от авто режима. Кстати в паспорте указано что время заряда 40сек, но (+-30), а разряда 15с. но (+-10), я так понимаю зависит от микросхемки чтоли, какая попадется. Тиристоры проверял, как вы и сказали, поочередно отключал один - падает ток. Когда включаешь режим, автомат, (4 точка на массу), то на 4 и 5 выводах микросхемы к176ие5 начинается расколбас от 0 до 4в прыгает напряжение импульсами постоянно и поэтому на транзисторы, а потом и на управляющий электрод тиристора идет пульсирующий ток, поэтому стрелка и прыгает, если включаю циклический (убираю 4 точку с массы), то на 4 и 5 выводах к176ие5 по 7вольт, с периодичностью, несколько секунд 0в, потом 7в, ну по даташиту 2Гц на 4выводе и 1Гц на 5-м.

Прикрепления: 9717499.jpg (31.9 Kb)


Сообщение отредактировал evgenydegtayrev - Четверг, 01.09.2022, 16:01
 
neanДата: Пятница, 02.09.2022, 09:52 | Сообщение # 4
Модератор
Андрей
Группа: Модераторы
Сообщений: 492
Статус: Offline
Тут у вас косяк заметил. То-ли печатка не правильная, то-ли схема.
Попробуйте сделать так, как на схеме, то есть поменять местами R15 и С3.
Хотя, вроде как пишут, скорее всего схема с ошибкой, а печатка правильная.
 
evgenydegtayrevДата: Пятница, 02.09.2022, 18:59 | Сообщение # 5

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Да, это на схеме ошибка. Уж не знаю в чем дело, заказал еще пару микросхем, (благо копейки стоят), В середине сентября приедут - попробую.

Сообщение отредактировал evgenydegtayrev - Пятница, 02.09.2022, 19:03
 
evgenydegtayrevДата: Суббота, 03.09.2022, 09:26 | Сообщение # 6

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Нашел проблему, ошибка в разводке платы: дорожка должна приходить на 12 ножку микросхемы, а не на 13.

Добавлено (03.09.2022, 13:03)
---------------------------------------------
Теперь заряд идет нормально в авто режиме, но так же не работает авто-отключение, светодиод начинает гореть по достижении установленного напряжения, а заряд идет дальше, не отключается.

Прикрепления: 8982658.jpg (218.0 Kb)
 
neanДата: Понедельник, 05.09.2022, 21:22 | Сообщение # 7
Модератор
Андрей
Группа: Модераторы
Сообщений: 492
Статус: Offline
Цитата evgenydegtayrev ()
Теперь заряд идет нормально в авто режиме, но так же не работает авто-отключение, светодиод начинает гореть по достижении установленного напряжения, а заряд идет дальше, не отключается.
Попробуйте уменьшить напряжение отключения заряда до 14 вольт, или ещё меньше.
 
evgenydegtayrevДата: Понедельник, 05.09.2022, 22:52 | Сообщение # 8

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Цитата nean ()
Попробуйте уменьшить напряжение отключения заряда до 14 вольт, или ещё меньше.
У меня на акб сейчас 12,3в, подключаю клеммы, кручу подстроечник, как только до 12,3 накрутил, светодиод загорелся и всё.
На одном форуме писал человек: 
Цитата
Насколько я понял работу схемы:
когда аккумулятор разряжен до 10В (это пограничное напряжение для работы схемы), за счет делителя напряжения, образуемого R3 и R1, R2, R4 на вход генератора на элементах DD1.2 и DD1.1 поступает пульсирующее напряжение - минимальное значение напряжения определяется фактическим зарядом аккумулятора и максимальное значение - выход со вторички трансформатора (под нагрузкой на аккумулятор) в моменты времени когда открыты тиристоры (или VS1, или VS2). Чем больше разница тем дольше длительность логического нуля на выходе генератора на элементах, которая подается на счетчик DD2. Когда разница этого напряжения уменьшается (то есть заряд аккумулятора приближается к максимальному напряжению со вторички трансформатора), то соответственно длительность логического нуля на выходе генератора на элементах уменьшается и соответственно все продолжительнее на выходе генератора появляется логическая единица, которая шунтирует дополнительный генератор на RC-цепочке счетчика DD2 и одновременно открывает ключ индикатора заряда. Собственно это явление вы и наблюдаете (мигание светодиода). В идеале, когда аккумулятор будет полностью заряжен - генератор на RC-цепочке на входе счетчика DD2 будет зашунтирован, тиристоры перестанут открываться. Ключ индикатора заряда будет полностью открыт, индикатор будет светиться постоянно.
Какие могут быть нюансы:
1. Напряжение с выхода вторички может быть несколько завышенным (например, если трансформатор не штатный), тогда пульсации на входе генератора на элементах будут присутствовать всегда, соответственно генератор будет периодически выдавать логический ноль, то есть будет продолжаться мигание светодиода индикатора.
2. если аккумулятор был недозаряжен в течение длительного времени эксплуатации (например, не хватало заряда от штатного генератора автомобиля, что часто бывает при поездах на короткие расстояния и по пробкам), то случается необратимая сульфатация электродов. Практически это означает, что аккумулятор может зарядится только до некоторого порогового значения. В этом случае опять таки будут пульсации на входе генератора на элементах DD1.2 и DD1.1, появление логического ноля на выходе генератора и прерывистое свечение индикатора.
По первому случаю (повышенное напряжение вторички) сделать что-либо сложно - это нужно просто установить один раз для себя экспериментально и в дальнейшем принять как особенность работы. А вот по второму случаю (недозаряд аккумулятора) можно попробовать погонять аккумулятор в циклическом режиме заряда/разряда. Кедр-М такой режим как раз имеет.
Вот как то так.
Короче запутался уже.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: